Развитие метапредметного умения анализировать и систематизировать информацию.

Тема: Развитие метапредметного умения анализировать и систематизировать информацию.

Цель: создание условий для ознакомления и овладения педагогическими приёмами, направленными на формирование метапредметного результата.

Задачи:

представить практический опыт по формированию метапредметного результата;

продемонстрировать приемы педагогической деятельности для развития умения анализировать и классифицировать;

рефлексировать собственное профессиональное мастерство участниками мастер-класса в оценивании уровня сформированности умения анализировать и классифицировать.

 

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Один из метапредметных результатов - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Конкретизированный результат – умение анализировать и систематизировать полученную информацию (группировать, обобщать, анализировать с целью выделения признаков, подведить под понятие)

Педагогические приёмы:

«Узнай героя». Участники получают предметы. В ходе анализа опреляют, кому они могут принадлежать, и тем самым выделяют общий признак. При недостатке информации они могут получить дополнительную подсказку. Главная задача назвать героя (подвести под общее понятие).

Этот приём работает на умение подводить частное понятие под общее и наоборот. Приём лучше использовать в начале урока, т.к. он мотивирует участников на активную деятельность, помогает определить тему.

«Домино». Каждый участник получает по одному предмету, которые имеют общий родовой признак. Задача - объединиться в микрогруппы по три человека, посредством группировки предметов по произвольному критерию, самостоятельно определив основание для деления по группам.

Приём  «домино» позволяет участнику самому выбирать основание для обобщения (тем самым руководитель может составить представление об уровне развития данной функции у каждого участника), а также направлять и помогать, искать более значимые, высокие по степени признаки для обобщения.

«Пустая ячейка». Участникам выдаются различные виды текста, на основе которых составлена таблица с недастающими данными. Задача микрогруппы - заполнить пропуски в таблице.

В процессе работы над таблицей решаются задачи обучения простых иследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов. Развиваются умения классифицировать, обобщать, группировать, анализировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

«Дистракторы». Участники получают сформулированные выводы по таблице, все из которых являются верными и только один из них отражает все признаки родового понятия. Необходимо в ходе анализа выделить наиболее правильный вариант.

Этот приём позволяет определить посылки, требующие обоснования и сформулировать стратегию выбора нужной информации. При выполнении подобных заданий встречаются ошибки:

1.Самый длинный ответ —  верный.

2.Верный ответ содержит «умные» слова.

3.В правильном ответе содержится термин из вопроса (те, кто выбирает ответ по формальным признакам часто попадаются на этот прием).

При выполнении задания такого вида у участников формируется анализ независимый от собственной позиции.

«Спрятанные слова». Участники получают иллюстрацию, к которой заданы вопросы. Ответы на них можно получить в ходе анализа иллюстрации, т.к. на рисунке есть множество подсказок. На основе этих подсказок и жизненого опыта необходимо представить правильный аргументированный ответ.

Приём работает на  развитие внимания и аналитических способностей, т.к. обучающимся необходимо установить связь между вопросом и изображением иллюстрации с жизненом опытом.

  1. 1.      Критерии и показатели сформированности результата

 

Педагогический приём

Критерии оценивания

Показатели

Баллы

«Узнай героя»

Подведение видовых (частных) понятий под родовое (общее)

Не подводит частное под общее

0

Подводит частное под общее с дополнительной информацией

3

Подводит частное под общее и наоборот

5

«Домино»

Выбор основания деления

Не выделяет основание (признак) для деления

0

Выбран несущественный признак для деления

3

Выбран существенный признак для деления

5

«Пустая ячейка»

Чёткая градация понятий, входящий в тот или иной класс

Не умеет распределять объекты по классам

0

Допускает ошибки при делении на классы

3

Распределил все объекты по классам

5

Выбор основания деления

Не выделяет основание (признак) для деления

0

Выбран несущественный признак для деления

3

Выбран существенный признак для деления

5

«Дистракторы»

Наличие достаточного количества существенных признаков для определения родового понятия

Выбран ответ, который упускает существенные признаки родового понятия

0

Выбран ответ, который отражает часть признаков родового понятия

3

Выбран ответ, который отражает все признаки родового понятия

5

«Спрятанные слова»

Количество и качество верных ответов (агументация).

Ответ есть, нет аргумента или неверный аргумент

0

Слабые аргументы с опорой на иллюстрацию

1 за каждый

Сильные аргументы – ссылка на объект или предмет, изображенный на иллюстрации.

2-3 за каждый

 

 

  1. 2.      Уровни оценивания сформированности умения.

Высокий уровень: 80-100% от максимального количества баллов

Средний уровень: 50-79% от максимального количества баллов

Низкий уровень: менее 50% от максимального количества баллов

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: